Симпатическое воспаление глаза

Симпатическое воспаление глаза – это довольно редкий и далеко не самый распространенный тип увеита, который вызывает образование небольших патологических скоплений клеток (гранулем). Это расстройство возникает в неповрежденном глазу после проникающей травмы или операции на другом (травмированном) глазе. В результате увеальный тракт в неповрежденном глазу происходит воспаление радужной оболочки глаза, симптомы которой можно заметить спустя 2 и более недель.

Крайне редко симпатическое воспаление проявляется спустя 7 дней после травмы.

Что такое симпатическое воспаление глаза

Симпатическая офтальмия (СО) представляет собой двустороннее диффузное гранулематозное внутриглазное воспаление, которое возникает в большинстве случаев в течение нескольких дней или месяцев после операции или травмы одного глаза. Это глазное заболевание, является самой известной и классической моделью аутоиммунно-ассоциированного заболевания, встречающегося у людей. Точная причина его возникновения до сих пор остается неясной.

Современные данные свидетельствуют о роли иммунной дисрегуляции как основного этиологического механизма. Симпатическое раздражение глаза является редким воспалительным заболеванием, поражающим оба глаза.

Основные симптомы заболевания

Если у вас начнет развиваться офтальмит, в таком случае, симптомы данной патологии могут быть выражены следующим образом:

• плавающие пятна на глазу;
  • снижение остроты зрения;
  • боль в обоих глазах;
  • повышенная чувствительность к свету.
  • покраснения;
  • головная боль;
  • отслоение сетчатки в тяжелых случаях.

Четкие записи о прошлой проникающей травме или операции на одном глазу с последующим воспалением вызывают подозрения. Поэтому мы рекомендуем провести экстренное обследование в Офтальмология 1ST, где опытные специалисты смогут выявить начало развития воспаления глаза, симптомы которого могут быть обнаружены только на специальном оборудовании.

Это могут быть такие признаки, как сильная реакция в передней камере (передней части) обоих глаз с появлением крупных жирных отложений на роговице (жировые отложения), бело-желтые поражения, называемые узлами Далена-Фукса в сосудистой оболочке, утолщение увеального тракта (средний слой глаза). Симпатическая офтальмия может сопровождаться отечностью диска зрительного нерва (папллоэдема), катарактой, глаукомой, непигментированными белыми пятнами на коже и пятнами белых ресниц (полиоз).

Как диагностируется симпатическое воспаление глаз

При проявлении подобного заболевания требуется полное офтальмологическое обследование, включая расширенное исследование сетчатки. Анализы крови и рентгенограмма грудной клетки могут потребоваться для исключения других состояний, таких как туберкулез или саркоидоз. Флюоресцентная ангиография или УЗИ глаза (B-Scan) могут быть полезны для подтверждения диагноза.

Обратите внимание, что данная патология может быть ошибочно принята за синдром Фогта-Коянаги-Харада (ВКХ), поскольку они очень похожи между собой. Оба являются формой воспаления (увеит), возникающих на обоих глазах с похожими клиническими особенностями Другие подобные состояния включают эндофтальмит, саркоидоз и сифилис.

Поэтому своевременная диагностика симпатического воспаления глаза должна проводиться на ранних стадиях заболевания и некоторое время после во избежание развития рецидива.

Способы лечения симпатической офтальмии

В случае, если у вас развилось симпатическое воспаление глаза, лечение заболевания необходимо начать как можно раньше. Сама по себе патология представляет редкое, но серьезное заболевание, которое может привести к серьезным осложнениям без должного терапевтического вмешательства. Тем не менее, при своевременном и надлежащем лечении вы можете контролировать воспаление и сохранить зрение здоровым.

Хирургическое лечение

Удаление слепого травмированного глаза (энуклеация) до развития «симпатической» реакции в непроявленном глазе требуется обычно в течение 7–14 дней после травмы. Это препятствует развитию в незрячем глазу СО. Однако энуклеация считается только тогда, когда поврежденный глаз не имеет возможности для восстановления. Это важно, так как у поврежденного глаза может быть более острое зрение в сравнение со здоровым глазом.

Следовательно, энуклеация не может быть первым и единственным способом лечения, особенно если есть вероятность, что поврежденный глаз может восстановить какую-либо функцию. Медикаментозная терапия, начатая сразу после травмы, может стать более эффективной в борьбе с воспалением.

Кортикостероиды

Кортикостероиды чаще всего используются в качестве основного способа лечения, где доза будет зависеть от тяжести воспаления. Лечение можно назначать в виде глазных капель или мази, таблеток или в форме инъекций. Стероиды обычно начинаются с высокой дозы, и как только воспаление берется под контроль, дозу постепенно снижают.

Основная задача состоит в том, чтобы правильно определить дозу стероидов, необходимую для уменьшения воспаления, и решить, будет ли она приемлемой для длительного применения.

Иммунодепрессивная терапия

Если кортикостероиды неэффективны или вызывают непереносимые побочные эффекты, может потребоваться дополнительная терапия. Лечение может включать иммунодепрессанты, включая антиметаболиты и ингибиторы Т-клеток:

• Антиметаболиты

Антиметаболиты – это группа противораковых препаратов, которые предотвращают рост и деление клеток. Вещества этого типа включают азатиоприн и метотрексат.

Метотрексат является иммунодепрессивным препаратом, который способен блокировать метаболизм клеток и, следовательно, нарушать нормальное деление и функцию клеток. Это может быть полезным при лечении заболеваний, связанных с аномально быстрым ростом клеток, а также при лечении воспалительных заболеваний.

• Ингибиторы Т-клеток

Эти агенты ингибируют группу клеток (Т-лимфоцитов), которые играют важную роль в иммунной системе и способствуют развитию аутоиммунных заболеваний. Циклоспорин является сильным иммунодепрессантом, который действует за счет снижения активности иммунной системы.

Профилактика заболевания

Ввиду того, что причина развития подобной патологии не совсем понятна, довольно сложно назвать эффективные способы ее профилактики. Однако считается, что повреждение одного глаза каким-то образом программирует организм на аутоиммунный воспалительный ответ на определенные части глаза. Складывается впечатление, что травма глаза приводит его ткани в контакт с кровотоком, который возбуждает иммунную систему.

Это производит антитела, которые являются защитными белками организма. Организм вырабатывает антитела против антигенов, которые распознаются как чужеродные белки. Обычно ткани глаза отделяются от кровотока, однако после травмы глаза кровь смешивается с тканью глаза. Антитела неправильно направлены против антигенов глазных тканей.

Также считается, что определенные микроорганизмы могут способствовать возникновению симпатической офтальмологии. Поэтому наиболее эффективным и продуктивным способом предотвращения развития заболевания считаются регулярные посещения офтальмолога не реже 1-2 раз в год. При этом обращаться к врачу рекомендуют при первых симптомах заболевания, а также в случае, если у вас начинают возникать неприятные ощущения или беспокоить неожиданное снижение зрения.